Оценка бизнеса – это процесс определения стоимости предприятия или доли владельцев (акционеров, партнеров) в его капитале. Объектами оценки в рамках оценки бизнеса могут выступать: предприятие, пакет акций, доля в уставном капитале организации.
Назначение оценки устанавливается в зависимости от причин необходимости оценки:
- создание, реорганизация или ликвидация;
- продажа, покупка или иное отчуждение;
- банкротство;
- акционирование;
- приватизация;
- передача в доверительное управление;
- передача в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц;
- передача в качестве предмета залога;
- переуступка долговых обязательств, связанных с объектами, находящимися в государственной собственности;
- выкуп или иное изъятие для государственных нужд;
- национализация;
- страхование;
- налогообложение;
- эмиссия ценных бумаг;
- в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
Перечень документов и информации, необходимых оценщику для проведения оценки бизнеса:
- Учредительные документы компании (Устав, Учредительный договор, Свидетельство о регистрации/перерегистрации юридического лица).
- Документы, подтверждающие оплату взносов в уставный капитал компании
- Документы о приобретении доли в компании (при их наличии, договор купли-продажи, мены и т. п.)
- Данные на учредителей:
- Для юридических лиц: наименование, юридический/фактический адрес, банковские реквизиты;
- Для физических лиц: копии удостоверений личности, адреса проживания.
- Виды деятельности и организационная структура компании.
- Описание компании (история развития, производственные мощности, номенклатура продукции, оказываемые услуги).
- Проблемы развития отрасли, основные конкуренты, описание сильных и слабых сторон.
- Перечень основных поставщиков и покупателей с указанием доли каждого в общем объеме.
- Анализ рынка отрасли, в которой работает Компания.
- Планы развития компании (бизнес-план/финансовые планы на ближайшие 3-5 лет с указанием планируемой валовой выручки по товарам/услугам, необходимых инвестиций, затрат, чистой прибыли - по годам).
- Финансовые документы компании с приложениями за последние три года и на последнюю отчетную дату (формы № 1, 2, 3 по ОКУД).
- Расшифровка всех статей баланса за последние три года и за последний отчетный квартал.
- Расшифровка дебиторской и кредиторской задолженностей за последний отчетный квартал (дата образования, дата погашения согласно Договору, основание/причина возникновения, наличие/отсутствие безнадежной задолженности, причина перехода в безнадежную задолженность, ожидаемая дата погашения, размер задолженности).
- Список основных средств за последние три года и за последний отчетный квартал с указанием наименования, инвентарного номера, года ввода в эксплуатации, первоначальной стоимости, накопленного износа, остаточной стоимости).
- Информация по стоимости ввода и выбытия основных средств за последние три года.
- Расшифровка всех статей ОПиУ за последние три года и за последний отчетный квартал.
- Последнее заключение аудитора (если проводилась аудиторская проверка).
- Информация о наличии дочерних компаний, холдингов (если есть), финансовая документация по ним.
- Правоустанавливающие и идентификационные документы на материальные активы предприятия: земельные участки, здания, сооружения, передаточные устройства, транспортные средства, оборудование и прочее (развернутый перечень необходимых документов по каждому виду имущества отражен на нашем сайте в разделе ресурса «Услуги по оценке»).
Данный перечень носит условный характер и может быть расширен или сокращен в зависимости от специфики объекта, и после детального ознакомления оценщика с заданием.
Указанные документы должны быть предоставлены в виде копий, заверенных печатью и подписью уполномоченного лица заказчика оценки.